Воркшоп: новая технология обучения или отдых для тренера?
| Автор публикации: Сергей Петров | 14 комментариев
Вы знаете, что такое воркшоп? Я относительно недавно услышал об этом термине. И сразу попробовал его на вкус.
Сначала о том, как буквально переводится «воркшоп».
ВОРКШОП (англ. workshop) – практикум, рабочее совещание.
С воркшопом я встретился на просторах всемирной паутины, в процессе обучения и онлайн-работы (я пишу продающие тексты, тематические и новостные статьи), поэтому представлю определение именно с учётом этого фактора.
Итак:
ВОРКШОП – это командная работа в Интернете, по итогам которой участники получают навыки и знания по конкретному вопросу.
В чистом виде воркшоп в интернет-обучении применяется редко. На практике он совмещается с обычным вебинаром, когда сначала дают какую-то обучающую информацию, а потом закрепляют её на практике.
Как любой другой процесс, воркшоп имеет свои плюсы и минусы. Сейчас я расскажу о них подробнее.
Плюсы воркшопа
Воркшоп – это практические действия по усвоению материала и получению навыков. Вы реально работаете. Работаете здесь и сейчас, ничего не откладывая на потом.
Другими словами, Вы не просто посидели на вебинаре, прослушали курс, посмотрели видеоурок – всё гораздо эффективнее!
Вы в режиме онлайн узнаёте о том, как что-то сделать. Например, как и откуда скачать конкретную программу, как в ней зарегистрироваться, как пользоваться меню, как создавать видео, фото, рисунки, схемы, передавать информацию и так далее.
Вы получили информацию и сразу же проверяете её на практике. Именно сразу же. Это главный плюс воркшопа! Превращение полученных знаний в практические навыки происходит не завтра, не через неделю, не тогда, когда у Вас есть настроение и свободное время, а прямо сейчас!
Это действительно огромный плюс, ведь то, что откладывается на потом, зачастую просто забывается. Или же человек потом делает не так и не в том объёме, как сразу после усвоения материала, вдохновившись полученной информацией!
Минусы воркшопа
Зачастую на практике воркшоп выглядит так. Тренер (ведущий) даёт вводную: есть какой-то сайт или программа с полезной функцией (к примеру, создание лендинга, 3D-обложки для книги, рекламной кампании).
Как правило, тренер объясняет всё очень кратко. А потом говорит: «Теперь попробуйте всё сделать сами». И почти всегда добавляет: «Там всё очень просто. Главное я объяснил. С остальным сами разберётесь в процессе».
После это тренер просто покидает трансляцию на 10, 20, 30 минут. Затем он возвращается и спрашивает: «Ну, кто что успел?»
А кто что успел? Ну, по-разному. Кто-то реально успел что-то сделать, кто-то прочитал только меню или скачал программу, «грузанулся», а тут – бац! — время вышло.
И большинство бросаются к тренеру с криком: «Я не успел!»
Что говорит тренер? А тренер говорит: «Не успели? Ну, ничего страшного! В следующий раз обязательно всё сделаете!»
И сразу – к другой теме.
Все. Наработались. Воркшоп закончен. Вы успели? Нет? Ну, ничего! В другой раз обязательно получится! В практических условиях зачастую участник предоставлен сам себе, что мало вяжется с эффективной практикой. Это главный минус воркшопа.
Сколько по времени
На практике таких воркшопов за один вебинар может быть несколько: три или четыре.
Итак, воркшоп можно разделить на три этапа:
• вводная часть;
• сам воркшоп;
• подведение итогов.
Сколько по времени занимает воркшоп?
Вводная часть длится минут 10, сам воркшоп – минут 30, затем 10 минут – поведение итогов и ответы на вопросы в стиле «всё обязательно получится в другой раз».
Получается, что из 50 минут тренер отсутствовал полчаса. То есть 60% времени он занимался своими собственными делами: ел, общался с клиентами по другим своим проектам, готовился к следующему воркшопу. Просто отдых для тренера!
Зачастую на практике так и получается: воркшоп — это инструмент для тренера зарабатывать при минимальных временных, умственных и эмоциональных затратах!
Самый эффективный вариант
Чем больше участников воркшопа, тем хуже для них: тренер просто не успевает пообщаться с каждым и снять возникшие вопросы.
Мне думается, что оптимальное количество участников воркшопа — до пяти человек. Это собственный практический вывод по итогам участия в подобных мероприятиях.
В этом случае каждый может задать тренеру свои вопросы и получить ответы. При уменьшении количества участников эффективность обучения возрастает, но растёт и стоимость такого мероприятия.
Таким образом, если воркшоп организован и проводится качественно и тренер всецело погружён в проблемы участников, активно разбирает с ними все вопросы и помогает в разрешении возникающих трудностей, то воркшоп реально является новой технологией обучения.
Тогда это действительно прекрасный способ за один вечер овладеть одним или сразу несколькими полезными и нужными навыками!
А Вы были участником воркшопа? Расскажите о своих впечатлениях!
С уважением,
Сергей Петров,
автор проекта «Текст-Центр» — студии по созданию продающих текстов, мини-книг, вебинаров, воронок продаж.
Комментарии
Если честно, впервые сталкиваюсь с таким термином, как воркшоп. Спасибо, что разъяснили этот новый термин просто и понятно. Я была участницей вебинаров и марафона по личной эффективности. Как правило, вебинар — это вводная часть к воркшопу. Как я это понимаю. На вебинаре автор дает какую-то ценность участникам и продает свой продукт. Например, Артем Нестеренко продает обучающие курсы, где он выступает в роли тренера. Но там он не покидает эфир и не дает минимум времени на выполнение задания, а сначала дает обучающий материал и направляет участников к конечному результату. И результатом обучения становится конечный продукт.
«Как правило, вебинар — это вводная часть к воркшопу».
Так тоже можно проводить обучение. Тогда следующая онлайн-встреча должна целиком состоять из практикума, в ходе которого каждый участник претворяет в жизнь навыки и знания, полученные на вебинаре.
Очень часто бывает, что воркшоп – это часть вебинара. То есть онлайн-трансляция (вебинар) с элементами воркшопа. В рамках этой трансляции ведущий (тренер), выдает какие-то теоретические навыки: как найти клиентов, как познакомиться в Интернете, как скачать и установить себе на компьютер какую-то программу.
Вот тренер все это рассказал, а потом говорит: «Вы сейчас получили от меня теорию: что и как нужно сделать для решения «вот такой-то» задачи. А теперь, пожалуйста, попробуйте прямо сейчас воспользоваться полученной от меня информацией и реализовать эти теоретические сведения на практике». И на реализацию этих теоретических сведений на практике тренер дает участникам время (положим, полчаса).
И, согласно вышеприведенным примерам, участники пытаются за отведенное время найти клиентов, познакомиться в Интернете, скачать и установить себе на компьютер конкретную программу.
А тренер, после того, как скомандовал: «Начали!», просто выключается на полчаса из трансляции. А сама трансляция продолжается, то есть участники могут общаться между собой по чату.
А через полчаса тренер (ведущий) снова включается и говорит: «Ну, давайте посмотрим, у кого что получилось».
Вот в таком режиме проходит обычно воркшоп)
Не слышала ни разу о воркшопе. На вебинарах конечно обучающих бывала с домашними заданиями. И обычно с ними справлялась. Остаются вопросы, задаешь и вперед новую тему осваивать.
Да, Надежда, я тоже на таких бывал. В онлайн-режиме получаю информацию, чему-то обучаюсь, потом, после окончания онлайн-урока делаю домашние задания, даже отправляю на проверку и получаю оценку) На следющем вебинаре в самом начале разбираем домашние задания, получаем ответы на свои вопросы и — новая тема)
Но вот вебинар, совмещенный с практикой тут же, в онлайн-режиме — это еще один современный тренд обучения. Это называется сегодня «воркшоп»)
Я, как и Надежда, тоже не слышал о воркшопе. Как я понял, речь идёт о совмещении теоретических и практических занятий, которые в очной классической форме обучения, разнесены в отдельные занятия.
Всё таки, на мой взгляд, отрицательных моментов такого способа обучения как воркшоп больше.
Преподаватель не видит ход работы обучаемого. Невозможно ведь по «удалёнке» смотреть за экранами компьютеров учеников, даже если последних немного. Особенно это важно при изучении программного. обеспечения.
Второй отрицательный аспект заключается в том, что некоторым людям необходимо время, чтобы «переварить» полученную информацию перед тем, как применить её на практике.
Добрый вечер, Александр! Вы совершенно правильно понимаете: в практическом смысле воркшоп – это закрепление только что полученной информации на практике. Причем практика проводится тут же, по ходу онлайн-вебинара.
Я намеренно использовал словосочетание «в практическом смысле», поскольку изначально воркшоп – это полноценный практикум (такое определение содержится в статье).
Строго говоря, практикум – это выполнение практических упражнений и решение практических задач в течение всего урока (вебинара, тренинга). Но сегодня в интернете популярен именно такой вид воркшопа: в течение одного онлайн-урока дается некая информация (теоретическая информация), которая тут же, в течение этого же урока, тестируется каждым участником (практические навыки).
Согласен с Вами, что участник подобного мероприятия зачастую не может с ходу вникнуть в детали только что полученной информации и начинает, что называется, плавать. Я озвучивал эту проблему в статье. Она решается уменьшением количества участников тренинга. В этом случае тренер может уделить внимание каждому и снять самые первые и самые сложные вопросы при реализации теоретических знаний на практике.
Однако именно такой подход невыгоден тренеру, который заинтересован в максимальном количестве народа. Если число участников уменьшить – нужно повышать стоимость тренинга. А повышать сегодня цены – это самоубийство. Либо же такой тренинг должен быть настолько крутым и актуальным, чтобы на него «подписались» даже по очень высокой цене.
Но таких тренеров, которые сегодня дают уникальную и полезную информацию, единицы. И получается, что воркшоп на практике – это способ легкого заработка для тренера и малоэффективный вариант обучения для учеников.
Но, повторюсь, исключения бывают, и это вселяет надежду на то, что с течением времени воркшоп может стать эффективным инструментом получения дополнительных навыков.
У меня при слове «воркшоп» только одна ассоциация — танцы. Не по интернету, естественно))
Видимо, Вы как-то связаны с этой деятельностью — танцами. Вы либо сами преподаете их, либо обучаетесь, либо водите детей. В любом случае, воркшоп — это практическая деятельность по усвоению какого-либо навыка.
В интернете такой вид деятельности особенно популярен в силу того, что можно сразу после получения теоретической информации проверить ее на практике (в идеале — под чутким руководства тренера) и при этом не нужно никуда идти: ни в тренажерный зал, ни в офис, ни в аудиторию.
Ну, а ассоциации с этим словом у каждого, конечно же, могут быть свои: кто-то сразу представляет онлайн-трансляцию. кто-то семинар по бизнес-планированию, а кто-то танцы))
Прочитал статью с большим интересом. Тоже понятие чисто ВОРКШОП в сочетании с вебинаром ранее не встречал. Зато хорошо знаю немножко другое — ВОРКШОП-ВОРКАУТ. Это касается больше ЗОЖ в сочетании с онлайн-тренировками. То есть, обучение ВОРКАУТУ, включающему в себя выполнение различных силовых упражнений на уличных спортплощадках, а также в парке, в лесу на деревьях и ветках, в онлайн-режиме, в частности, и на вебинарах. .
В принципе, воркшоп-воркаут — это и есть воркшоп применительно к обучению физическим упражнениям на местности.
Доброе утро, Виталий! Согласен с Вами. Воркаут — это, насколько я понимаю, любительские спортивные тренировки на улице. Воркшоп, то есть практикум, сразу после получения вводных инструкций, который заключается в выполнении различных силовых упражнений, — это действительно воркшоп-воркаут.
Думаю, в этом случае также работает правило: чем меньше участников, тем лучше. В этом случае тренер сможет больше внимания уделить каждому. Он имеет возможность тщательнее контролировать любого участника. Появляется непрерывная связь и оценка действий конкретного человека. Все это приводит к тому, что ученики быстрее овладевают новыми упражнениями и, что самое главное, правильно их выполняют.
В общем, повторюсь, грамотно организованный воркшоп — это эффективный инструмент овладения практическими навыками.
Про воркшоп впервые слышу.
Учитывая, что воркшоп имеет и отрицательные стороны, можно предположить, что лучшим вариантом будет некий симбиоз обычных вебинаров (с домашними заданиями) с воркшопами. Но не мне решать…)))
Доброго Вам утра, Ирина!
Отрицательные стороны есть всегда и у всего))
Другое дело, насколько плюсов или минусов больше. От этого зависит конечная полезность продукта. А еще она зависит от цели, которую преследует потребитель.
Воркшоп может быть прекрасным инструментом в том случае, если есть оперативная обратная связь. Что-то не получилось в освоении нового – тренер сразу помогает. Поэтому чем больше участников, тем ниже эффективность воркшопа: тренера просто не хватит на всех.
Но если у человека цель – сдвинуться с мертвой точки, например, начать уже писать книгу, до которой всё никак руки не доходят, то воркшоп – прекрасный инструмент для этого, независимо от количества участников.
По поводу симбиоза я с Вами полностью согласен. Мне тоже думается, что наиболее эффективный вариант воркшопа в Интернете – сочетание в одном уроке вебинара с решением практических задач.
Не участвовал в воркшопе, но вот в марафоне участие принимал. И справился с заданием одним из первых. На протяжении так называемого марафона проводился контроль выполнения этапов. Иногда приходилось переделывать, но в итоге получился весьма неплохой результат.
Владимир, я Вас поздравляю. Вы, очевидно, имеете способность схватывать информацию на лету и оперативно ее использовать, превращая в готовый результат. Это здорово!
Думаю, в то же время, что марафон отличается от воркшопа сжатостью времени и сложностью в уточнении задания. Как правило, при воркшопе ведущий устно дает вводные, а потом быстро что-то показывает, спрашивает, все ли понятно.
И вот тут ключевой момент. Если участников много, то тренер просто физически не успевает порой «разжевать» всё детально. И всегда есть риск того, что участники не поймут на 100%, что нужно сделать. Безусловно, такие риски сохраняются и при марафоне, однако в условиях воркшопа они явно выше.