«Овод» — гениальный советский фильм
| Автор публикации: Сергей Петров | 12 комментариев
Я не смотрю телевизор. Вернее, почти не смотрю. Новости, фильмы, шоу – всё это без труда можно найти в Интернете. Это удобнее, это быстрее и разнообразнее (если говорить о новостях).
Так вот, я почти не смотрю телевизор. Пару дней назад, можно сказать, случайно включил «ящик» и, щёлкая по кнопкам, попал на канал «Культура».
Шёл фильм «Овод». Я видел его раньше. Давным-давно. Я был школьником. На меня сильное впечатление тогда произвела сцена расстрела Феличе Ривареса (это его в фильме называют Оводом).
Взгляд через много лет
И вот вчера снова его посмотрел. Честно говоря, «посмотрел» — сильно сказано: захватил концовку второй серии, когда Овода арестовали. Вторая серия кончилась. Тут же началась третья. Я забыл обо всём. Я залпом «проглотил» третью серию.
Да, я не в первый раз видел этот фильм. Но вчера как будто посмотрел его заново. Сказать, что мне понравилось – это ничего не сказать. Это не просто великолепно. Это не просто здорово. Это не просто реалистично. Это – полное растворение в сюжете. Это переживание такое, как будто ты там, рядом с героями картины. Это всё на одном дыхании.
Смотришь такой фильм и думаешь: «Как? Как можно так гениально сыграть?! Ведь веришь каждому слову, каждому движению!»
Почему у картины такой эффект? Потому что великолепная основа – одноименный роман Этель Войнич. Потому что великолепный сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида. Потому что блестящая режиссёрская работа Николая Мащенко. И конечно же, великолепная игра Андрея Харитонова и Сергея Бондарчука.
Какой он, самый лучший фильм?
Вот я всегда говорил и говорю, что самый лучший фильм – это совсем не самый дорогой фильм. Это не обязательно фильм, в котором море спецэфффектов и каждые три секунды что-то разлетается на куски.
Самый лучший фильм – он должен западать в душу, трогать за живое, жить с тобой одной темой, одними мыслями. И когда прекрасный сценарий и отличная операторская работа сочетаются с гениально правдоподобной актёрской игрой, вот тогда фильм становится шедевром.
Именно таким шедевром я считаю фильм «Овод». Это фильм на все времена. Это фильм о справедливости, о борьбе за справедливость, о готовности пожертвовать во имя справедливости всем. Даже своей жизнью.
Много ли фильмов Вы смотрели за свою жизнь? Многие ли из них можете вспомнить сейчас? Многие ли из них Вам хочется пересматривать? Эти вопросы – одни из главных критериев настоящего кино. Когда ты можешь бесконечно пересматривать один и тот же фильм и через несколько часов и через несколько лет (а может и десятков лет).
И на фоне великолепных и восторженных впечатлений от фильма «Овод» я вот о чём подумал ещё. Раньше, в советское время, почти все фильмы были именно такими: настоящими, натуральными, подлинными. Их отличала блестящая игра великолепных актеров, которых было подавляющее большинство.
Мне кажется, раньше эта гениальная актёрская игра замечалась меньше. А знаете, почему? Потому что раньше, во времена СССР, гениальными актёрами были многие. Талантливыми были практически все! Вот мы и не замечали и, может быть, часто даже не ценили такую игру. Ведь всё вокруг было талантливо! Всё и все!
А почему так было? Потому что отбор был другим. Потому что талант оценивался гениальными мастерами своего дела. Потому что требовалась именно реалистичность созданного актёром образа. Реалистичность и жизненность. Чтобы ни у кого не возникало желания повторить знаменитую фразу Станиславского: «Не верю!»
Жизненное кино
Натуральность и реалистичность – вот что отличало советское кино. Именно этими критериями руководствовались при оценке актёров. И поэтому советская актёрская школа, на мой взгляд, была и всегда будет лучшей в мире.
Актёрская игра в советских кинолентах резко контрастирует с сегодняшними бесконечными и бессмысленными фильмами и сериалами, которые с утра до вечера мозолят глаза на всех каналах, стоит лишь включить телевизор. Найдёте ли Вы реалистичность хоть в одном современном фильме? Есть ли среди нынешних картин такие, которые заставляют Вас всерьёз воспринимать всё происходящее на экране?
Сравнивая советские постановки с сегодняшними, невольно утверждаешься в мысли о деградации нынешнего кино. На фоне сегодняшних «постряпушек» на скорую руку с какими-то убогими существами в главных ролях, которые играют в нищих по духу фильмах, понимаешь, насколько мощной и великой была советская киношкола. Хотя она, эта школа, была частью Великой страны. Думаю, в этом всё дело.
Так вот. Сегодня эта школа потеряна. А вместе с ней потеряно и качество. Качество актёрское, качество режиссёрское. Сегодня фильм – это просто шоу, «смотрелово». Это на 99% кино в стиле «чисто поржать». Думать не над чем. Все кругом хохочут и развлекаются.
Вот что я вкладываю в понятие «деградация». К сожалению, со времён развала Советского Союза отечественное кино, как мне кажется, непрерывно деградирует.
Тем ценнее такие фильмы, как «Овод». И ценность их возрастает с каждым днём.
Не деградируйте! Смотрите настоящее кино. То, которое заставляет думать, переживать. То, которое учит.
В общем, смотрите такие ленты как «Овод» — шедевр мирового кино и яркий образец советской актерской школы!
С уважением,
Сергей Петров,
автор проекта «Текст-Центр» — студии по созданию продающих текстов, мини-книг, вебинаров, воронок продаж.
Комментарии
Полностью с Вами согласен насчет актерской школы!
Сейчас умирают последние представители….и что остается?
Раньше ходили на фильмы — типа там тот играет, там такая-то актриса.
А сейчас:»Пошли на Гошу Куценко?» Или клоуны с Камеди клуба, которые как-то все стали артистами…
Здравствуйте, denisus05!
Я вот еще о чем подумал: сегодняшнее кино, сегодняшние шоу — это точное отражения уровня нынешнего уровня культуры, таланта и профессионализма актеров, режиссеров, сценаристов, ведущих.
Собственно, тут даже ничего доказывать не нужно, достаточно сравнить несколько советских фильмов .и несколько сегодняшних. На мой взгляд, вердикт нынешним кинокартинам и телепередачам однозначный: профессиональная и моральная деградация.
Просто замечательный фильм.Я помню,как мы вместе с матерью смотрели его вмести,именно она меня приучила к таким фильмам.Людям надо чаще обращать внимание на хорошие фильмы.Подобные картины призывают задуматься людей.Больше бы людей ценили такой кинематограф.
Вот Вы совершенно верно сказали про «чаще смотреть» и «больше бы ценили». Я абсолютно с Вами согласен.
Думаю, дело тут в том, что подобные фильмы учат главному — думать, анализировать, делать выводы, пытаться делать мир лучше, бороться с несправедливостью.
Такие фильмы учат жертвовать ради большой идеи всем, что есть. И даже жизнью. Но сегодняшний кинематограф, сегодняшнее телевидение, как мне думается, в основном заряжены совсем не такими фильмами, как «Овод».
В этой ситуации можно констатировать, что кинематограф и телевидение сегодня, как мне кажется, практически утратили функцию культивирования таких понятий, как честь, совесть, долг и готовность к самопожертвованию.
Я тоже в воссторге от этого фильма. В 1980-м, когда я впервые увидел кинокартину, мне исполнилось уже 33 года… А гораздо раньше я прочёл книгу Этель Лилиан Войнич «Овод». Именно более раннее прочтение этой книги заставило просмотреть все три части этой драмы. И я не был разочарован от знакомства с этой киноэпопеей.
Постараюсь тоже пересмотреть этот фильм. Спасибо, Сергей, за «наводку»! 🙂
А относительно того, что «… кинематограф и телевидение сегодня, как мне кажется, практически утратили функцию культивирования таких понятий, как честь, совесть, долг и готовность к самопожертвованию.», Вы совершенно правы. К сожалению, это горькая правда. 🙁
А я впервые этот фильм посмотрел у дедушки дома. На черно-белом телевизоре. Но я даже сейчас помню, как поднимался Овод после очередной порции пуль. И я отчетливо представлял тогда алую кровь на его рубахе, хотя изображение было бело-серым.
Это лишний раз доказывает истину о том, что в кино не спецэффекты главное. В кино главное — игра актеров. И повторюсь в очередной раз: советская актерская школа — это лучшая школа в мире. Это мое мнение. Но я в нем абсолютно уверен.
А еще я уверен в том, что слова «честь», «долг», «дружба», «верность», «Родина» — это не просто слова, а каноны, по которым нужно жить, которым нужно следовать и которые нужно с младенчества прививать своим детям. И тогда мы вскоре вновь станем не «квалифицированными потребителями», а людьми с душой и совестью.
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв, я даже бы сказала «крик души»!
В моей пылкой юности «красного цвета» книга «Овод» была у меня, как говорится, настольной… Я её читала и перечитывала, вновь и вновь проживая всю трагичную судьбу главного героя.
И правильно вы заметили: «…у картины такой эффект, потому что великолепная основа – роман, великолепный сценарий, блестящая режиссёрская работа и великолепная игра актёров».
Другими словами, абсолютно всё от начала и до конца было высшего качества, высшей пробы, И даже скажу грубо — всё было натурпродуктом от сердца, от души.
Сейчас нас пытаются приучить к «силиконовым» ценностям, искусству под фонограмму. и мыслям «ниже пояса»….
Наталья, Ваши слова доказывают одну простую истину: всё познаётся в сравнении. И это правда.
Когда вокруг все и всё высшего качества, когда смотришь прекрасные фильмы, в которых играют великолепные актёры, когда в основе отношений честь и совесть, а не iPhone и пачка купюр крупного достоинства, тогда сложно понять, что ты счастливый человек. Потому что сравниваешь хорошее с лучшим.
А вот когда сравниваешь хорошее с омерзительным и отвратительным, то возникает эффект «красавицы и чудовища». Тогда результат сравнения очевиден.
Именно поэтому на фоне сегодняшней омерзительной по качеству телевизионной и киношной стряпни понимаешь всё величие советских фильм. И не только фильмов — всей советской эпохи; огромной страны, которая была предана и убита.
Сергей, очень захотелось добавить «ложку мёда» в наш диалог 🙂
В этом году, готовясь к праздничному концерту на 8 марта в школе, мы с детьми (я классный руководитель в 10 классе) долго думали какой бы номер придумать. Вариантов было много…
Но вдруг мне приходит в голову совершенно неожиданная мысль, исполнить песню «Смуглянка» из к/ф «В бой идут одни старики» 🙂 Конечно пришлось ребятам и фильм пересказать, и смысл песни объяснить, ведь они его даже не видели.
Честно сказать, думала мои тинейджеры меня не поймут)))
Отнюдь! Идея им понравилась, мы сообразили костюмы, атрибуты, попросили педагога-организатора вставить наш номер в сценарий с соответствующей тематической подачей. И вуаля! Мы сорвали шквал аплодисментов в зале )))
И знаете что? Я уверена что кто-нибудь из моих сорванцов, прочитав однажды в ТВ-программе: «В бой идут одни старики», вспомнит этот концерт и обязательно посмотрит фильм, а потом расскажет о нём своим детям….
Доброе утро, Наталья! Вы просто молодец!
Хочу отметить, что человек — существо социальное. Это значит, что его можно научить всему. Или сделать из него чудовище. Или не заниматься вообще его воспитанием. Тогда он сделает из себя чудовище сам.
Но я также знаю, что справедливость и взаимовыручка, благородство и взаимопомощь заложены в наших ДНК. Иначе не появился бы Homo sapiens — мы бы просто исчезли в процессе эволюции.
Что я хочу сказать? Я хочу сказать, что даже на фоне тотальной деградации моральных основ любой «отмороженный» подросток понимает основы того, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
И поэтому даже сегодняшняя девушка или парень может самостоятельно определить, где правда, а где ложь, несмотря на три десятилетия разрушения всей системы моральных ценностей.
Главное — подать им такие уроки. Это можно сделать именно так, как сделали Вы — познакомили своих учеников со «Смуглянкой» — огромное Вам спасибо за это!
Я тоже пытаюсь делать что-то подобное. Пример тому — мой ролик на Ютуб-канале «Бессмертный полк нашей памяти. Детям-героям Великой Отечественной посвящается»: youtube.com/watch?v=KjjILhHhcyE&t=7s.
Вот почему люди возвращаются к просмотру советских фильмов.В них воплощения всего чему учили в свое время создателей кинолент — актеров, режиссеров, сценаристов, даже ассистенты внести свою лепту. Везде присутствовал профессионализм.
Недавно услышал,что самая надежная площадка для хранения кинофильма — это кинолента. Даже цифровое изображение не сохранит потомкам шедевры кино.А кинолента может сохранить изображение более 100 лет.Что подтверждают старые хроники, дошедшие до нас
Сергей, я тоже думаю, что кинолента — прекрасный способ хранения фильма. Но даже не в этом суть. Как говорится, было бы что хранить!
Многие из советских фильмов сегодня с уверенностью можно назвать шедеврами. Вот что надо хранить! Особенно сильно такая уверенность и такое желание возникает после просмотра современных лент и сериалов.