Совесть — лучший контролер
| Автор публикации: Сергей Петров | 10 комментариев
Здравствуйте, уважаемый читатель!
Как-то ехал в трамвае. Ещё до того, как ввели безналичную оплату. Подошел кондуктор – я оплатил проезд.
Трамваем я давно не пользовался. Очень давно. И вспомнил, как ездил подростком.
…Советские времена. Мне лет 13-14. Захожу в вагон. У окна — нет, не кондуктор – касса самообслуживания. Не как в статье «Касса без кассира» — другая.
Это металлический ящик с пластмассовой крышкой. Она прозрачная и с прорезью для денег. Видно, как монеты падают на резиновую дорожку-ленту. Сбоку ручка. Крутишь ее – появляется билет. Одновременно двигается лента, а с ней – монетки. Ползут на край, а потом исчезают – падают в кассу.
Я опускаю монету и отрываю билет. И другие делают так же: подходят к кассе, опускают деньги, отрывают билет.
Единственный проверяющий
Самое важное: в трамвае ни кондуктора, ни турникетов, ни сканеров, ни камер слежения, ни датчиков движения, но люди оплачивают проезд. Сами оплачивают — никто их не контролирует!
Единственный проверяющий – плакат в начале вагона. Белый фон и красная надпись: «Совесть – лучший контролер». Я натыкался взглядом на этот плакат. И совестно было не платить. И кроме того, вокруг же люди. Ты заходишь… и не платишь. И на тебя все смотрят. Стыдно.
Страшная пропасть
Так было раньше. А сегодня?
Как бы теперь люди поступали? Вы можете возразить, но я уверен, что 99% нынешних пассажиров платить бы не стали. Зачем раскошеливаться, если никто не требует?
Внутренняя честность и порядочность, нравственная самодисциплина – это и есть совесть. Которая действительно лучший контролер. И мне подумалось: страшная пропасть пролегла между тем временем и сегодняшним днем.
Уже больше четверти века нет Советского Союза. И я думаю, что более четверти века нет главного: идеологии. Идеологии порядочности, морали, нравственности. Нет идеологии совести. На мой взгляд, это самая страшная потеря.
Чудовищная метаморфоза произошла с людьми за четверть века. Но может быть, я ошибаюсь?
Уважаемый читатель, ответьте на крохотный вопрос: Вы бы оплатили проезд самостоятельно, если контроля нет? Что бы сделали, увидев рядом лишь кассу самообслуживания и плакат, призывающий к Вашей совести?
С уважением,
Сергей Петров,
автор проекта «Текст-Центр» — студии по созданию продающих текстов, мини-книг, вебинаров, воронок продаж.
Комментарии
Сергей, день добрый!
Пропасть между прошлым и настоящим, несомненно, есть. Но насколько она глубока, мы можем только догадываться. Раньше, например «все профессии нужны, все профессии важны» были, да и много чего еще… сейчас не так. Знаю одно, стал бы платить или нет, зависело бы от одного — была бы у меня такая возможность или нет.
Мне как-то пришлось увидеть в городской маршрутке, как дама пенсионного возраста зашла в салон с потоком людей, держа деньги в руках, прошла мимо водителя (который по совместительству выполняет функции кондуктора), сказав что-то вроде «сейчас передам», прошла в середину салона, села и спокойно положила деньги обратно в сумку.
Легко осуждать внешнее проявление (человек не платит за проезд), не зная истинного материального положения конкретного человека. А ситуация сейчас, в общем-то, печальная, очень многим одиноким старикам попросту не хватает на жизнь.
Тут можно сказать и еще вот о чем: раньше человек платил за проезд государству, сейчас — частнику (бизнесмену, спекулянту и т.д.), эту разницу старшее поколение очень четко чувствует. А молодым, согласен, идеологии и элементарного воспитания не хватает, школы с себя обязанность воспитывать сняли, а родителям — просто некогда.
Константин, привет!
Благодарю тебя за твою точку зрения. Я не зря задал такой вопрос: заплатил бы человек или нет. Я понимаю, что сегодня, скорее всего, на этот вопрос нет однозначно правильного или неправильного ответа. Тем интереснее узнать мнение каждого, кто пояснит, почему он ответил именно так.
Я согласен с тобой, что раньше люди в трамваях платили государству. Сегодня… Сегодня порой сложно понять, кому человек платит: государству, конкретной компании, предпринимателю или жулику, который финансовые потоки замкнул на себе, выжимая из людей деньги и в любой момент готовый сорвать куш и свалить.
И это может относиться ко всему: оплате за трамвай, за ЖКХ, за любой товар, в цену которого включены дикие цены на бензин, откаты и плата за то, что мы покупаем заграничный товар, поскольку своих давно не производим.
Тут еще такой вопрос возникает. Раньше люди государству платили спокойно, знали, что эти деньги пойдут на общие нужды общества. Сейчас есть такая уверенность? Все мы платим пенсионные взносы, а в итоге? Каждые несколько лет восклицания наших чинуш — а денег то нема! И опять очередная реформа пенсионного фонда. Так куда они уходят? На очередные яхты?
Доброго Вам утра, OmarSK!
Это действительно серьезный вопрос. И я не зря написал в статье, что мы лишились с развалом Советского Союза главного: идеологии совести.
Именно здесь, на мой взгляд, кроются корни в ответе на вопрос: стал бы гражданин сегодня оплачивать проезд, если бы точно знал, что его не проконтролируют. И вне зависимости от результата интересно понять мотивы его решения.
Сергей, насчет идеологии совести — все правильно. Капитализм формирует совсем другие нравы и понятия. То, чему нас когда-то учили в школах, в нашей действительности уже не работает. Слишком много острых углов вылазит наружу, все не спрячешь.
Да, по сути, и прятать никто ничего не собирается, т.к. любое происшествие, демонстрирующее отсутствие у отдельных индивидуумов моральных норм, становится лишь поводом для шумихи в СМИ. Ситуация же в целом меняется в худшую сторону. Такой вот пессимистичный взгляд на реальность.
Константин, ты прав: капитализм формирует другие нравы и понятия. По-крайней мере бескорыстие точно не в почете. Но вот главный вопрос сегодняшнего дня: у нас на дворе точно капитализм?
Мое мнение: социализм объективно является более высокой ступенью развития цивилизации, чем капитализм во всех его формах. Но разве капитализм у нас сегодня?
Такое чувство, что разрушение социализма привело нас не в капитализм, а отбросило гораздо дальше: в феодальный строй.
Если не ошибаюсь, у Эдуарда Фукса в его «Истории нравов», книге весьма специфической, но интересной, этот период назывался «диким капитализмом». У нас же все происходит ускоренными темпами, поэтому процесс болезненный. Особенно для поколения, которое не смогло отвыкнуть от социалистических стандартов. Хотя, да — освежил вот сейчас память, почитал про феодальный строй — есть и от него что-то.
Вот по поводу «есть и от него что-то». Недавно кто-то (по-моему, Дмитрий Потапенко), в одной из передач рассказал анекдот.
Заседание правительства. Председатель правительства обращается к министрам:
— Ну, что же, господа. Вот у нас с вами все есть. Денег куры не клюют, недвижимость по всему миру, положение, власть. Пора и о народе подумать.
Один из министров отзывается:
— Вы правы. Думаю, душ по триста на каждого хватит.
Что называется, навеяло.
Увлекательная статья, спасибо за нее.
Доброе утро, Валерий. Спасибо за Ваш отзыв.
Собственно, я хотел написать не столько увлекательную статью, сколько материал, призывающий подумать над тем, что было раньше и что стало сегодня. И чего мы лишились.