Посмертные фото: шок и трепет
| Автор публикации: Сергей Петров | 30 комментариев
Доброго времени суток, уважаемый читатель!
Я думаю, что рассказ мой будет несколько сумбурным. И ненаглядным.
Хотя эта тема предполагает наглядность. И нужных изображений хватает. Но я не буду их выставлять на всеобщее обозрение.
Вы уже поняли из заголовка, о чём пойдет речь.
И это не метафора: я действительно хочу коснуться именно заявленной темы – «Посмертные фото».
Я абсолютно нормальный
Cразу скажу, что я абсолютно нормальный человек. С нормальной психикой. И тема статьи совсем не выдумана. Посмертные фото были распространены в Европе в XIX веке.
Даже на этапе планирования статьи у меня не возникало мысли о размещении тематических фотографий в тексте. И не только потому, что все изображения на моём блоге уникальны.
В конце концов, я мог бы создать собственные уникальные картинки, но, как говорится, ограничусь лишь изображением в начале статьи.
Просто сама эта тема, на мой взгляд, столь же интересная, сколь и жуткая.
Это было шоком
Как-то мы с женой посмотрели фильм «Другие» с Николь Кидман в главной роли. Эта лента – мистическое повествование о домохозяйке Грэйс Стюарт, которая ждёт мужа с фронта и заботится о своих детях, страдающих редким заболеванием – непереносимостью солнечного света.
В помощники себе Грейс нанимает прислугу: пожилых женщину с мужчиной и молодую девушку. Вот с этого момента и разворачиваются события.
В фильме есть сцена, когда в поисках пропавших занавесок хозяйка дома заглядывает в комнату прислуги и обнаруживает там альбом с посмертными фотографиями, среди которых – общее фото её слуг. Получалось, что Грейс наняла трёх человек, которые умерли ещё полвека назад.
Отмечу, что женщина нашла альбом, в котором изображены уже мёртвые люди, но в обычной домашней обстановке. Это были именно посмертные фото.
Ну, что тут сказать: фильм есть фильм – здесь можно придумать что угодно. И даже альбом с посмертными фото. Хотя сама мысль об этом для меня была дикостью и извращённой фантазией сценариста.
Фильм я смотрел примерно год назад. И практически забыл об этом. И об этой сцене тоже. Однако недавно совершенно случайно на одном сайте прочитал статью о посмертных фото.
Я обычно не склонен верить одному источнику. Информацию нужно обязательно проверять. Я стал читать. Одна статья, вторая, третья. В общем, это было не просто поразительно, это было для меня шоком.
Он стал переломным
Давным-давно, в XVII-XVIII веках и раньше, единственным способом запечатлеть образ человека была картина. Работа художника стоила очень дорого. Позволить себе портрет могли единицы: люди только из высшего общества.
Но XIX век стал переломным. В 1837 году появилась дагеротипия — технология, позволяющая получать портретное изображение. Именно она стала прародительницей великой индустрии, имя которой — фотография.
Помимо самой возможности запечатлеть облик человека, дагеротипия обладала огромным преимуществом перед услугами художника – большей доступностью для людей.
Это совсем не означало массовой доступности. Но теперь возможность сохранить лик своих родных и близких получили многие, а не только выходцы из высшего света.
Правда, стоимость подобной услуги оставалась очень высокой. Именно поэтому пользовались ею только состоятельные люди. И, как правило, пользовались один раз за всю жизнь, причём за всю жизнь того, кого увековечивали.
Сохранить память
Европа XIX века отличалась высокой детской смертностью. Желая сохранить память о своём ребёнке и запечатлеть его облик, родители заказывали фото.
Земной путь маленького человечка оборвался, едва начавшись. Его уже не вернуть. Но можно выхватить из вечности его образ и сохранить на долгие годы. Что и делалось безутешными родными, которые имели на это средства.
Так появились посмертные изображения, а при дальнейшем развитии технологии — полноценные посмертные фото. Вполне возможно, что желание увековечить образ умершего ребёнка распространилось на скончавшихся родственников любого возраста.
Тяжёлое зрелище
Рассматривать альбом, в котором все люди запечатлены мёртвыми, – это, на мой взгляд, тяжёлое зрелище.
Но есть одно обстоятельство, которое придаёт особую жуть этой традиции. Дело в том, что часто родственники хотели видеть на фото усопшего так, как будто он не умер, как будто он живой.
С этой целью перед съёмкой его одевали, причём не в траурный наряд, а в красивую одежду. Облачали в платье, костюм, надевали туфли, головной убор. Могли придать усопшему позу живого человека: посадить на стул, расположить в кресле или даже поставить на ноги. Для этого использовались специальные механизмы: крепления, стойки, нити.
И самое главное: для максимальной реалистичности человеку поднимали веки, то есть открывали глаза! Иногда фотограф рисовал глаза на закрытых веках.
Если это было фото ребёнка, ему в руку могли вложить любимую игрушку и украсить пространство вокруг. Часто с умершим человеком, которого «оживили», фотографировались живые родственники.
Есть фотографии, на которых изображены несколько человек. С первого раза сложно понять, кто из них мёртв – так живо все выглядят. И только подпись проливает свет: на фотографии вообще нет живых, все они умерли; это групповое посмертное фото.
Как уже говорил, я даже не пытался подбирать фото в Интернете, чтобы разместить их в статье. На мой взгляд, это всё очень жутко и страшно. Просто шок и трепет.
Повторюсь, посмертные фото – не выдумка. Они были распространены в Европе в XIX и начале XX века. Есть информация о том, что подобная практика не изжила себя полностью.
А какое у Вас отношение к такой традиции? Считаете ли Вы её жуткой или не видите ничего необычного?
С уважением,
Сергей Петров,
автор проекта «Текст-Центр» — студии по созданию продающих текстов, мини-книг, вебинаров, воронок продаж.
Комментарии
Я, кстати, первый раз упоминание о постмертном фото увидела тоже в фильме Другие =)
А, как отношусь? Спокойно и с интересом (я любознательная). Ничего ужасного и из ряда вон выходящего не вижу (у всех есть или были какие-то традиции и заморочки). Европейцы покойников наряжали, сажали и фоткали, а наши соотечественники похороны снимали и мирно уснувших вечным сном во гробах (что тоже весьма странно выглядит и еще более жутчее).
Доброго Вам утра, Галина! Видимо, для многих этот фильм — путёвка в мир посмертных фото)) Вот я больше чем, уверен: большое количество тех, кто знает о такой традиции, почерпнули первую информацию именно из фильма «Другие».
«Спокойно и с интересом» — Ваша реакция прямо противоположна моим впечатлениям даже от сцены в фильме. А когда я узнал, что посмертные фото, вот именно в формате «открыть глаза покойнику, посадить его в кресло и рассадить вокруг живых родственников», — это реальность, то действительно испытал некий ступор, похожий на шок.
Ну не укладывается это у меня в рамки естественного поведения: взять покойника, посадить его, открыть глаза, сесть рядом, обнять его, еще пытаться улыбнуться.
Что касается «наши соотечественники похороны снимали», то, мне кажется, тут есть разница. Человек умер, его подготовили для погребения, с ним попрощались и похоронили. Это процесс прощания. Фотограф или кинооператор никак его не режиссирует.
В ситуации же с посмертными фото все наоборот: фотограф выбирает ракурс, свет, оценивает грамотное расположение всех участников съемки, может давать какие-то советы, например, как покойника лучше усадить.
Усопшего наряжают, открывают глаза (либо рисуют глаза на закрытых веках), садят в кресло или вообще ставят на ноги, крепят его держателями, нитками. Все это неестественно и похоже на какой-то жуткий спектакль.
Кроме того, какие чувства должно вызывать у человека фото, на котором изображен усопший с открытыми глазами, стоящий около стола с поднятой рукой? Радость? Умиление? Скорбь?
Безусловно, это мое личное мнение, но меня подобная традиция реально шокирует.
Фильм «The Others» (в разных переводах «Другие», «Иные») смотрела с невероятным увлечением и погружением. Очень понравился незаурядным сюжетом и неожиданным финалом. Если кто не успел увидеть его с 2001 года, то весьма и весьма рекомендую.
Касательно посмертных фото. Не вижу в этом ничего необычного или шокирующего. В отсутствии технологий это была просто необходимость. Сейчас один человек делает за день снимков больше, чем раньше семья за всю свою жизнь в пяти поколениях.
Здравствуйте, NI4KA! Конечно, разработки того времени даже близко не могут сравниться по эффективности и доступности с технологиями сегодняшнего дня.
Как говорится, бытие определяет сознание. Это абсолютная истина. Я всегда спорю с теми, кто думает иначе.
Доступность и характеристика того или иного технического нововведения зачастую диктуют новые правила, новую моду, новые традиции. Очевидно, именно этим — появлением дагеротипии — можно объяснить возникновение традиции делать посмертные фото.
В то же время, помимо технологий, есть еще моральные, нравственные, этические аспекты. Я не могу спокойно смотреть на фото, на котором изображен человек с газетой, в шляпе, в очках, в позе «нога на ногу», глаза которого открыты и обращены к новостной колонке — я не могу спокойно не это смотреть, зная, что в момент, когда человек изображен на фото, он уже мертв, зная, что его специально нарядили так, чтобы «любоваться» им потом долгие годы. В этом есть что-то противоестественное.
Есть групповые фото, где усопшего обнимают живые люди. На их лицах чуть заметна улыбка. Именно «чуть заметна», но, уверен, улыбка была бы видна, если бы не особенность технологии портретной съемки того времени: выдержка составляла 20-30 минут, в течение которых всем живым нужно было сидеть максимально неподвижно.
Вполне может быть, что я слишком впечатлительный, но я не могу спокойно смотреть на такие постановочные фото. В то же время подобная традиция действительно очень интересная. Правда, на мой взгляд, очень жуткая.
Фильм не смотрел, но пока читал статью, представлял как это все было!!! Довольно жутковатая вещь. Славяне всегда с почтением относились к умершим родным. Мне трудно представить, что бы такое творилось у нас. В этом и есть разница между «нами» и «ими». Присутствие ценностей, памяти, уважения. Я не знал, что существовала посмертная съемка. Мне кажется с умершим может делать такое, только человек с полным отсутствием понятий и границ морали.
Немного не укладывается в голове(((
Александр, похожие чувства испытывал и я. Причем, как уже сказал, о посмертных фото я впервые узнал из фильма. Тогда это было отнесено мною в чистом виде к замыслу сценариста. Да, ненормально, дико, но это укладывалось в логику фильма. Как говорится, мистика, привидения, мертвецы — всё это понятно.
Но вот когда я узнал, что такая традиция была реальностью, что она действительно существовала, вот тогда я реально испытал шок.
Понятно, что у каждого свои традиции. Но традиция садить в кресло мертвого человека в кресло или ставить на ноги, открывать ему (мертвому!) глаза, а затем вместе с ним, иногда в обнимку, фотографироваться всей семьей и потом периодически «любоваться» такими фото — это шок для меня.
Повторюсь, подобная традиция — это столь же удивительно и интересно, сколь дико и жутко.
Я, наверное, одна из немногих, кто не смотрел фильм «Другие». Но вот с фактом посмертных фото была знакома. Поэтому отношусь спокойно к желанию людей сохранить для себя «память — фото» уже умерших людей. Для них это была единственная возможность оставить воспоминания в реальных чертах, используя достижение тогдашней техники. По-человечески понять вполне возможно.
Здравствуйте, Ольга!
Вот при взгляде на такие фото у меня ощущение мрачного маскарада, лицедейства, спектакля Это ненатуральные фото. Они постановочные. Причем главную роль играет человек, которого на момент съемки уже нет в живых. Я не могу отделаться от мысли, что это ненормально.
Именно ненормальность подобной традиции вызывает во мне неприятие. Я в очередной раз хотел бы спросить: с какими чувствами родные и близкие, а впоследствии их потомки, должны разглядывать фото мертвого дедушки, который, будучи усопшим, сидит в кресле при параде и читает газету? Что должно вызывать в них разглядывание мертвой девочки, которой открыли глаза и дали в руки игрушку?
Я понимаю, что это была традиция, вызванная появлением новых технологий. Однако каждый раз при виде подобных фотографий меня охватывает оторопь.
Я думаю, что у европейцев, этические нормы стерты еще в средние века. Времена инквизиции и беспредела, когда кровь лилась реками, а возможно еще раньше, времена господства Римской империи. Где нормой было смотреть на бои гладиаторов. Где зрелища и убийства были индустрией.
Надо отдать им должное за развитие финансовой сферы и технологий, но остальная их жизнь, часто не вмещается в рамки сознания))
Да, вполне возможно, Вы правы, Александр.
Они прагматики. Там в ходу рациональность и логика. Именно по этой причине, думаю, развитие технологии опережает сохранение старых традиций.
С другой стороны, кто-то может возразить, что посмертные фото — это тоже традиция. Это верно.
Однако эта традиция возникла и сошла фактически на нет исключительно по прагматическим соображениям — в силу совершенствования технологии.
Но даже если это не аргумент, то само отношение к усопшему — вот показатель моральной зрелости. Проводить человека в последний путь, идя с ним рядом, присутствуя при прощании — это логично.
Одевать же его, мертвого, а потом ставить на ноги, открыть ему глаза и сфотографироваться с ним в обнимку всей семьей — это мало похоже на отдание почести, это, скорее, эгоизм в собственном желании (несмотря на прагматизм) поиграть в жизнь после смерти.
Присоединюсь к развернувшейся дискуссии.
Видимо я сильно «отстала от жизни» в этом плане, но ни фильм «Другие» не смотрела (теперь уже наверное и не захочу смотреть), ни о посмертных фотографиях ничего не слышала… Сказать, что я в шоке от такой традиции, ничего не сказать…
У меня вообще к смерти своеобразное отношение, которое я не могу объяснить окружающим, потому и не особенно пытаюсь. Но сегодня захотелось поделиться своим мнением.
Как то так повелось, не знаю с каких пор, но за всю свою жизнь я сталкивалась с умершими лично только два раза (это были очень близкие мне люди). В остальных случаях на похороны не хожу… Помогаю всем чем могу (материальной и моральной поддержкой, организационными вопросами), но всячески избегаю встречи с умершим человеком….Смерть осознаю, но не принимаю…. В моей памяти человек остаётся живым и здоровым… Тех же родных, кого похоронила лично, долгие годы не могла вспоминать иначе, как мёртвыми, что вновь и вновь причиняло боль …. Живые образы дорогих и любимых мне людей возвращались очень медленно… Поэтом не могу ни понять, ни принять даже саму возможность существования такой традиции…. Жуткая тема, жуткие ощущения…
Александр, в истории каждой цивилизации была кровь, реки крови и слезы матерей. Не будьте столь категоричны. Вот эти клише настораживают! По поводу славян, почитайте историческую литературу (научную статью, простенькую, наконец), а не произведения современных копирайтеров для всевозможных сайтов в интернете на прославянскую тематику.
Здравствуйте, Наталья!
На мой взгляд, Ваше отношение к усопшему как раз объяснимо и логично. Логично, даже несмотря на то, что Вы сами не можете объяснить его окружающим. Думаю, тут и объяснять ничего не нужно. Но не потому, что не поймут, а по той причине, что всё и так очевидно. Память о человеке — это его прижизненный образ, это его слова, это его походка, его манера говорить, его дела.
И как это всё возникает в памяти тех, кто его знал, как это может служить импульсом для формирования представления о нем у потомков, если они смотрят на фото, где изображен труп, имитирующий чтение газеты?
Вот я каждый раз ставлю себя на место человека, который рассматривает фотографию родственника. Вот именно такую фотографию. Вот я смотрю на человека, который умер, но его посадили в кресло, открыли глаза. И рядом сидит кто-то из живых. Сидит рядом и обнимает.
Да, речь идет о временах далеких и минувших. Хотя, как писал выше, некоторые источники указывают на то, что подобная традиция до сих пор не умерла. Но даже если принять во внимание, что подобные фото — символ эпохи, канувшей в лету, то все равно мне сложно не испытать шок.
Я никогда не слышал о подобной традиции в России. Даже когда новые технологии дошли до нас. В этом плане мы отличаемся. И, как мне думается, отличаемся в лучшую сторону. Но повторюсь, с точки зрения изучения этой традиции посмертные фото – удивительное и чрезвычайно интересное явление.
Интересная статья, но сама идея не помещается в здравый смысл.. Конечно, не обязательно мыслить здраво. Людей в 18-19 еще можно понять, это был чуть ли не единственный способ для многих оставить память о родных для себя и потомков. Но сейчас, когда у среднестатистического пользователя мобильного телефона, ужин превращается в фотосессию из 123 фотографий, проблемы с памятью о нём у потомков не возникнет. Наоборот кажется чем-то жутким фотографировать и рассмативать труп, вместо того, чтобы любоваться на фото живым, улыбающимся человеком.
Я согласен с Вами, что сейчас, в век не фотографии даже, а цифровых технологий, которые позволяют мгновенно транслировать любое изображение и любое видео на миллионную аудиторию, — сейчас подобные традиции выглядят жутко и неадекватно.
При этом, повторюсь, такую традицию я обнаружил только в Европе. Никаких данных о том, что в России в XIX-XX веках и тем более сейчас было что-то подобное, я не обнаружил. Я хочу этим сказать, что даже во времена дагеротипии традиция посмертных фото в России, уверен, не прижилась бы. Это резонно: и сейчас, и тогда подобные фото оставляют по большей части жуткое впечатление.
Я бы была не столь категорична в высказываниях и шельмовании «их» традиций. Да, выглядит жутко и страшно, но и сегодня в России делают такие фотографии (за исключением высаживания покойных), а во времена, озвученные в статье, делали и не в очень богатых семьях, кстати, с высаживанием. Автор этого сообщения лично держала в руках одну из таких фотографий!
Более того, похороны снимают на фото и на видео, делают посмертные маски и помещают тела в мавзолей.
Сам фильм прекрасен! «Другие» — один из самых любимых моих фильмов, один из лучших образцов жанра, а я очень люблю триллеры/мистику/ужасы.
Елена, конечно же, дело не столько в традиции, сколько в отношении к ней. И тут мнения действительно разделились. Мнения против такого способа увековечивания памяти о покойных – это не стремление ошельмовать, это субъективная оценка, которая основана на собственных ценностях.
Как я уже сказал, посмертные фото – это чрезвычайно интересное явление. В то же время она мало соответствует нашему, российскому представлению о погребении усопших и принципу не тревожить их. Сразу вспомнились строки из песни: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…»
Похороны действительно снимают на фото и видео. Я уже касался этого вопроса. Вот если речь идет о съемке процесса прощания – это традиционно. Другое дело, когда усопший «сидит» нога на ногу с открытыми глазами и «держит» в руках газету — здесь русской традиции нет.
Кстати, по поводу фильма. Выскажу свое мнение: сюжет интересный, но эта роль не для Николь Кидман. Она ее не тянет. Эта мысль не покидала меня на протяжении всего просмотра.
И кстати, я тоже люблю всякие триллеры)
Для меня страшнее произведения таксидермистов выставленные в квартире или коттедже, чем фото мертвых людей из давно минувших веков. Вот где ужас!:)
Елена, я не знал этого слова)) Вот сейчас специально полез в интернет)) Благодарю Вас!
Кстати, вот изготовление чучел зверей и птиц — это ближе к нашей традиции. Мне так кажется)
Вообще, это так удивительно: у каждого человека свои предпочтения и вкусы, свои привычки. Я вот сейчас подумал, что традиции — их тоже можно называть вкусами и привычками. Но это вкусы и привычки не конкретного человека, а целого региона или всей страны!
Когда-то давно, когда я еще была ребенком, и смотрела альбом с фотографиями, то видела достаточно много фотографий похорон, и людей умерших и уже лежавших в гробу. Когда. я спросила маму — а кто это и зачем фотографировать похороны? Она ответила, что это родственники, и что просто была возможность сфотографировать.
Сейчас, когда прочитала, то как-то сразу всплыли в памяти те фотографии, зрелище, конечно неприятное, и запомнилось на всю жизнь.
А фотографии те были наверное, годов 30-х, 40-х. 50-х.
Вот мы уже довольно много в обсуждении говорили и об этом нюансе: фотографировании похорон. Вот если речь идет именно о фотографировании похорон, то это действительно можно назвать традицией. Это распространено и у нас: запечатлеть церемонию прощания с усопшим. Но именно церемонию и именно прощания. То есть человека провожают в последний путь, и это снимает фотограф. Тут как раз, на мой взгляд, все достаточно традиционно.
А вот тема, которой я посвятил статью, — это другая тема. Она не имеет строгого отношения к церемонии прощания. Либо же если и имеет, то очень своеобразное. Человек умер, а его одели, открыли глаза, сфотографировали, а затем это фото из поколения в поколение показывают родным и близким. И при этом, очевидно, никто не скрывает, что человек на фото умер, хоть и запечатлен с открытыми глазами.
Вот если человек умер, а его безутешные родные, не имеющие никакой другой возможности запечатлеть облик любимого родственника, сделали посмертное фото и говорят всем, что это фото прижизненное и при этом хранят в тайне, как на самом деле сделано это фото, то подобное поведение мне представляется в большей степени понятным.
А традиция, описанная в статье, — это что-то особенное. Как я уже говорил, она, эта традиция, очень интересная и, на мой взгляд, жуткая.
В СССР принято было фотографировать похороны. Потом это потихоньку сошло на нет.
У меня создается такое впечатление, что пока человек жив, ну и фиг с ним, а умер — давайте его быстрее фоткать, чтобы помнить. Считаю, что это дурка на каникулах… Неужели при жизни человека не было когда его запечатлеть без лишнего геморроя? Я представляю себе этих ума лишенных людей, которые одевают для фотосессии покойников, придают им необходимые позы, с гримом работают т . д. Зачем тревожить тело усопшего? Этот, что игра такая с трупами? Какое-то садо-мазо… другие мысли в голову мне не приходят.
Вадим, у нас тут активная дискуссия на эту тему)) Мнения действительно разные. Кто-то считает, что в этом нет ничего особенного, для кого-то это жуткая вещь.
Главный довод в защиту такой традиции сводится к тому, что дагеротипия — это очень некомфортная технология для того, кто позирует. Некомфортность эта заключается в чрезвычайно длительной выдержке, которая доходила до получаса.
В такой ситуации человеку крайне утомительно позировать, сохраняя неподвижность на протяжении получаса. Я бы сказал точнее: живому человеку крайне утомительно позировать. И если уж для взрослого это крайне утомительно, то заставить неподвижно сидеть ребенка (приходится опять же уточнять: живого ребенка) — это просто невозможно.
Подозреваю, что именно по этой причине и родилась традиция посмертных фото в эпоху дагеротипии: появилась технология точного отображения облика человека, но в силу несовершенства ее было крайне трудно применять на практике, чтобы запечатлеть живого человека.
Опять же подозреваю, что именно усопшие дети стали объектом для первых подобных снимков. Безутешные родители, очевидно, стремились любым способом оставить о своем чаде память. И вот таким способом тоже. А потом, видимо, эта традиция, как я написал в статье, распространилась и на взрослых родственников, ушедших в мир иной.
Логически это понятно. Но вот с точки зрения эмоциональной, психологической, моральной — вот тут я лично не могу сказать, что для меня это понятно.
Пожалуй, если бы я знал, что просматриваю подобные изображения, пожалуй, сразу же отказался. Просто как-то жутковато и не более того. Это конечно касается фотографий чужих для меня людей. Сам фотографировать скорее всего бы не стал.
Юрий, в том и дело, что просматривать фотографию человека, который «живой», но на самом деле умер несколько часов или даже дней назад, — на это, помимо всего прочего, нужно еще и настроиться.
То есть фото обычно смотрят с той целью, чтобы полюбоваться людьми — своими родственниками, близкими, знакомыми или какими-то публичными личностями, которые жили давно или совсем недавно.
Здесь же человек просматривает фото усопших. И как должны изначально восприниматься эти фото, с какими чувствами такие снимки должны просматриваться по версии тех, кто их заказывал — это вопрос открытый.
Я что-то так и не въехал в понятие «посмертные фото». Есть фото, снятые при жизни. Человек умирает. После смерти делают коллажи что ли, помещая человека в те же общие фото умерших? Если да, то это имхо граничит с болезнью Когда-то давно в СССР принято было фотографировать похороны.
Денис, добрый день! В статье речь о том, что делается не просто фото мертвого человека, не просто фото человека в гробу.
Речь о том, что в Европе существовала традиция посмертных фото, когда усопшего человека одевали в красивый выходной костюм или модное платье, потом усаживали его в кресло, поднимали с помощью веревочки руку, вкладывали в нее газету, а рядом с ним садились живые родственники. И фотограф всё это снимал.
Получалось, что родные сидят с живым человеком, хотя в реальности на момент съемки он уже мертвый, причем все, кто участвует, в фотосъемке, это прекрасно знают. Более того, прекрасно это знают и те, кому показывают потом такие фото.
Здравствуйте, Сергей Петров!
Специально ввел в поиск «посмертные фото», это ужасно и как-то жутковато.
Вот теперь не знаю, как мне обедать! Аппетит пропал!
Спасибо за статью. Не знал о таком!
Здравствуйте, Степан!
Как говорится, не читайте до обеда советских газет))
Для меня тоже было жутко в первый раз узнать об этой традиции. Но я постарался максимально сгладить эффект, не разместив ни одной фотографии. А их, подлинных, очень много на просторах Интернета. Если б они тут были — вот тогда, боюсь, аппетит мог пропасть сразу на несколько дней.