Личностный рост в состоянии комы
| Автор публикации: Сергей Петров | 20 комментариев
Доброго Вам дня, уважаемый читатель!
Ехал я как-то в автобусе. Стою. Держусь за поручни. Передо мной на сиденье – женщина. На вид ей около пятидесяти. Читает.
В общем, стою. Скучно. Смотрю по сторонам. Взгляд упал на книгу. Пробежал по заголовкам.
Мощнейший импульс
Тема книги — личностный рост: как совершенствоваться, развиваться, жить в гармонии с собой и другими. У меня такие издания вызывают улыбку. Они из серии «Секреты, известные каждому».
С другой стороны, может, такие книги помогают кому-то, особенно если «проглатывать» их одну за другой.
Может быть, прочитав горы таких книг, кто-то получает мощнейший импульс, заряд энергии, понимание того, ЧТО и КАК нужно делать, чтобы чётко ставить цели и достигать их, становиться сильнее, богаче, умнее.
Разворачивает и кричит
В понедельник утром пошёл перед работой в детскую поликлинику – понёс кое-что на анализ для нашей прелести-дочки, которой полгодика.
Дочка у меня лапочка: красивая, умная, «моторчиковая». Вообще не сидит на месте. Кстати, вот один случай, с ней связанный.
В общем, иду в поликлинику. Навстречу – женщина. Вот та самая, из автобуса. Идёт с ребёнком. Кажется, мальчик. Маленький, годика три-четыре.
Она ведёт его быстро. Видно, что спешит. Сворачивала с другой дорожки навстречу мне. Свернула, а ребёнок повернулся назад.
И женщина разворачивает его и кричит:
— Ну, б***ь, не назад же идём!
Это просто обалдеть. Я сразу вспомнил её в автобусе, читающую книгу о личностном росте. Вот такой рост. Личностный рост в состоянии комы: фатальном отсутствии культуры. А ведь именно она – основа для развития личности!
Уже открылся рот
Кстати, у меня уже открылся рот, чтобы рассказать этой женщине, кто она, но я задумался о том, что ребёнок может просто испугаться меня и даже заплакать.
…Недавно в магазине я выбирал крабовые палочки: жена попросила купить для салата. А их с десяток – от разных производителей. И вот я выбираю, стоя у горизонтального холодильника. С противоположной стороны стоит дедушка с маленьким внуком. Мальчику лет пять.
И малыш так бойко говорит:
— Дедушка, дедушка, купи мне… вот такие штуки длинные. Они тут должны продаваться. Такие белые. Длинные. Палочки такие. Ищи их давай!
Я обращаюсь к малышу:
— Ты крабовые палочки ищешь? Они здесь, вот на этой стороне!
Мальчик уставился на меня и не проронил больше ни слова…
Вот пока я обо всём этом думал, женщина с ребёнком удалилась на приличное расстояние.
Момент истины
Я не могу даже представить, что кричу на свою дочку, тем более, матом. Это просто ужас. Это момент истины, когда взрослый не понимает, что творит, и закладывает в ребёнка модель поведения: «Вырастешь – так же будешь со мной разговаривать».
Почему меня задела эта ситуация? Потому что воспитание и общение с ребёнком – это труд. Действительно труд.
Можно разговаривать с малышом на равных и терпеливо объяснять, а можно таскать его по улицам и крыть матом.
Мудрость и терпение, чтобы ставить цели
Вот читаешь ты книги о развитии личности, о секретах счастья и благополучия. Пытаешься у кого-то учиться, а у тебя прямо под носом настоящая, реальная школа жизни.
Проходи её здесь и сейчас! Каждый день, каждый час, каждую минуту. Не отмахивайся, а именно решай проблемы и вопросы. Это в полной мере относится к общению с ребёнком!
И вот тогда ты будешь каждый день становиться чуточку сильнее. И вот тогда у тебя появляются силы, мудрость и терпение, чтобы ставить цели и идти к ним, преодолевая трудности.
Постигай настоящую школу жизни через общение с ребёнком, через понимание того, как его надо воспитывать, а не уповай на книжные советы по личностному росту.
Чего-то я разошёлся. Вообще, я спросить хотел: а Вы читаете книги о личностном росте, секретах счастья и успеха? Помогают ли они Вам?
С уважением,
Сергей Петров,
автор проекта «Текст-Центр» — студии по созданию продающих текстов, мини-книг, вебинаров, воронок продаж.
Комментарии
Модели привычного поведения в семье — тема непростая. «Правильных» родителей (в смысле, правильно воспитанных), с железным самоконтролем и ангельским терпением, наверное, не так уж и много. Лично я не стал бы зарекаться от срывов, ситуации бывают разные. Но, в целом, с тобой согласен, ребенок в семье — хорошая возможность для родителей заняться самовоспитанием, стать лучше, добрее, терпимее.
Константин, привет! По поводу «зарекаться». Да, ситуации бывают разными. Ты прав тут. Но когда я общаюсь с ребенком, которому три-четыре годика (тем более полтора), я не могу смоделировать ни одной ситуации, когда бы я стал орать на него и поливать матом.
Дело даже не только в том, что это неприлично. Это в первую очередь неэффективно. Так можно испугать ребенка или довести его истерики — это без проблем.
Но объяснить ребенку таким образом ничего невозможно. А воспитание — это и есть непрерывный процесс объяснения. А крики и мат — это бессилие и ограниченность ума любого взрослого.
Лицемерие — признак нашего века. А культурный плинтус — ещё один.
Добрый день, Галина! Да, наверное, Вы правы. Это я про лицемерие. Особенно сильно задаешься этим размышлением, видя очередного высокого чиновника, вещающего о том, как все хорошо, и не отвечающего прямо на «в лоб» поставленные вопросы.
По поводу культурного плинтуса — тут даже и спорить не нужно. У меня есть статья «Набиуллина, инфляция и русский язык». Это малюсенький пример, но он наглядно доказывает, что тезис «Там, наверху, сидят самые лучшие» явно спорный.
А мне понравились Ваши зарисовки, Сергей. Вы доброжелательны и наблюдательны.
Я тоже за спокойный голос в общении с детьми и развитую разговорную речь.
Мое мнение — люди кричат от внутренних конфликтов, срываясь на тех, кто рядом. И выливают поток как правило, на беззащитных. Ну..примеры Вы, думаю, и сами неоднократно видели.
Тема эта постоянная и бесконечная
.Со мной знакомая поделилась, почему ушла с работы воспитателя детского сада .
» Я ребенку про культурно и красиво выражать свои чувства и желания…а приходит отец его и орёт в группе, что «надо посылать всех чтоб тебя все слушались! да пошла ты … со своими книгами, жизни не знаешь!»..я уволилась, это не лечится»
А дети очень отзывчивы на ласку и безопасность в общении.
Доброго Вам утра, Галина!
Абсолютно Вы правы в том, что дети очень отзывчивы на ласку.
Моя дочка (ей сейчас годик и 7 месяцев) тоже капризничает. Например, ей хочется танцевать (причем она это любит делать сидя у меня на ручках), а мама в это время зовет ее кушать. И она начинает капризничать.
Тогда я беру ее на ручки, целую и предлагаю сделать так: мы сейчас пойдем на кухню, чтобы покушать; может быть, дочка прямо сейчас и не хочет кушать, но зайка и лисенок хотят, и их нужно покормить обязательно; а потом мы вернемся — за это время и «патефончик» (так мы называем музыкальный центр) отдохнет — и сразу потанцуем.
И вот такие доводы работают: дочка успокаивается, мы берем игрушки и идем на кухню.
Я даже не могу представить, что вместо таких вот разговоров я вдруг начинаю орать на дочку: «А ну, закрыла рот быстро! Есть пошли, я сказал! Всё! Танцевать потом будем!» Я даже мысли не допускаю о том, чтобы разговаривать с ребенком в такой скотской манере.
Дети всё помнят. Они часто ждут ласки и нежности от мамы и папы. А папа часто делает вид, что у него много дел, а мама все делает на «автомате»: подхватила дочку, напихала ей в ротик еды, быстро поменяла подгузник, одела, пошла гулять.
Ребенку нужно в первую очередь знать, что он желанный, что его любят. И это главное. И вот именно это он будет помнить. И вырастет счастливым и благодарным. А если он не получает любви и тепла в достаточном количестве, он в какой-то момент устает ждать. И черствеет душой.
И вырастает жестким, угрюмым, злопамятным. А потом начинаются удивленные вопли родителей: «Мы его таким не воспитывали!» Для того чтобы ребенок вырос эгоистом и пофигистом, его не нужно воспитывать, достаточно просто игнорировать, когда ему нужна ласка и внимание мамы и папы.
Статья получилась интересная: затронуто несколько тем. Выскажу свое мнение о воспитании и общении с ребенком. Воспитание — это непрерывный процесс, который требует терпения и усилий. Нельзя то заниматься воспитанием, то им не заниматься.
Любая ситуация влияет на ребенка. Конечно, употреблять мат в общении с ребенком недопустимо. А вот насчет крика, я сомневаюсь, что существует мама, которая никогда бы не повысила голос на своего ребенка. Это не так страшно, если по делу, если не переводить повышенный тон в стиль общения.
Меня больше пугает попустительское отношение к ребенку, когда родителям просто нет дела до малыша. А таких родителей наблюдаю все чаще и чаще. Хочется напомнить родителям: не стоит перекладывать воспитание своего ребенка на других людей, воспитывайте ребенка САМИ.
Что касается книг по саморазвитию и личностному росту, то на мой взгляд, основная их функция — настроить человека на позитив, дать веру в собственные силы.
Здравствуйте, olgalaura!
Вот у меня жена тоже может прикрикнуть на дочку.
И тогда я ей говорю: «Вот когда она станет чуть постарше и будет разговаривать (не так, как сейчас: «мама», «папа», «дай», «ой-ой-ой», а именно разговаривать и отвечать на вопросы), вот тогда ты можешь разговаривать с ней и понимать, когда она хочет высказать свое мнение, а когда замкнулась и просто вредничает. Вот тогда повышение голоса выглядит логичным. А пока дочка маленькая, с ней надо обходиться именно как с маленькой. А маленьких обижать нельзя. И кричать на них тоже нельзя».
Согласен с Вами по поводу «воспитывайте ребенка САМИ». Если ребенка не воспитывают родители, ребенка обязательно воспитывает кто-то или что-то другое: телевизор, интернет, подруга Ленка или кореш Витька. Но плоды такого «воспитания» ребенка часто становятся жизненным приговором его родителям.
По поводу книг по личностному росту: да, безусловно, они преследуют такую цель – настроить человека на позитив. При этом я думаю, что есть люди, которым обязательно нужно, чтобы именно кто-то со стороны их настраивал, поскольку сами настраиваться они не могу. Я думаю, что таких людей большинство. Это не хорошо и не плохо – это данность.
И еще я ловлю себя на мысли, что я в сложной ситуации обращаюсь… к самому себе. Это покажется удивительным, но я знаю (это проверено уже десятки раз), что если я подумаю, сконцентрируюсь и настроюсь, то способен решать любые задачи. Это не похвала самого себя, это просто объяснение того, почему книги по личностному росту лично у меня вызывают легкую улыбку.
Но согласитесь, что общая культура страны тоже во многом диктует манеры общения. Почему в 90 годы стал популярен блатной жаргон «по фене»? Почему у молодежи только пепси кола вместо русских борщей на уме? Как оградить от влияния американизма подрастающее поколение? Вы описываете отдельные случаи, которые, увы, являются звеньями огромнейшей СИСТЕМЫ, порожденной современной культурой и местечковым менталитетом.
Людмила, дело в том, что человек — существо социальное. То есть он не может жить, не оглядываясь по сторонам, не сравнивая себя с другими, не копируя что-то. Человек подвержен соблазнам. Его часто легко обмануть. А он верит. И вера эта тем сильнее, чем сильнее авторитет того, кто обращается к человеку. Так случилось в 1991 году.
В Советском Союзе авторитет ученых, рабочих был очень высок. Высок был и авторитет людей, обличенных властью. Все практически были уверены, что там, наверху, сидят самые лучшие.
А туда, наверх, пролезли совсем другие люди. Сначала они долго внушали, что в Советском Союзе было все плохо. А потом СССР был убит.
И началась грызня за собственность. Те, кто грызлись, и стали олицетворением новой силы, новой мощи, нового авторитета. Апогеем же такой силы стал бандит, который может «отжать» завод, квартиру, жизнь…
Параллельно с этим людям внушали, что теперь — новые времена. Вот такие. Это новая реальность. И с ней нужно смириться. Поскольку это внушалось сверху (а «сверху» — это в СССР был и телевизор в том числе), люди пытались верить, приспосабливаться.
Но, слава богу, не удалось внушить, что быть жуликом, бандитом, вором — это зд́орово. И сегодня многие оглядываются назад, вспоминают СССР и ужасаются тому, к чему мы пришли.
Книги о личностном росте полезны только авторам и издателям, потому что деньги приносят. Читать такое не советую — бессмысленная трата времени. Во многих книгах подобного толка еще и вредные советы попадаются, когда автор выходит на поток и не особо следит за написанным.
Рекомендую качественную научно-популярную литературу. Только не бред о плоской Земле и рептилоидах, а нормальную, написанную настоящими учеными. Когда человек наполнен научными знаниями, он смотрит на мир иначе, логичнее, поступает разумнее, многие проблемы уже не кажутся такими страшными, на многие ответы находятся вопросы. И самое главное, что умные родители будут нормально воспитывать детей.
Доброго Вам утра, NI4KA!
Тут еще есть один момент: как правило, подобные книги — переводные. А качество такого перевода сегодня, как и везде, страдает. Некоторые моменты явно непонятны, причем не на ментальном уровне (разная культура, образ жизни, уклад и т.д.), а именно с точки зрения выстраивания предложения. Сегодня многие изначально по-русски пишут так, что сложно уловить мысль, а перевод подчас становится просто набором предложений, которые без великой фантазии не связать в логическую цепочку.
Кстати, «бред о плоской Земле» сегодня, к сожалению, выходит аж на уровень дискуссий. Не далее как вчера на Рамблере проскакивало сообщение о том, что Земля могла бы или может стать плоской. Блин, как же меня бесят такие «теории».
Хорошая статья, с реальными зарисовками))) Но исправить или поднять общий уровень личными силами одного человека невозможно. А общие усилия будут от таких же, как в комментарии от Галины. Это те, кто «жизнь знают».
По поводу книг для саморазвития. Современную муть не читаю. У меня давно, еще с конца прошлого века (с 90-х,))) в арсенале книга «Восхождение к индивидуальности» Орлова. Трудно осваивалась, но поверьте, там про личностный рост и психология для себя — самое то)))
Доброго Вам вечера, Ольга!
Вы, безусловно, правы в том, что мы реальная сила, когда все вместе. И один человек, конечно же, не может изменить что-то радикально. Но я уверен, что людей вменяемых, мудрых и проницательных гораздо больше, чем тех, кто читает книги о личностном росте, а потом матом орет на детей.
Другое дело, что каждому из нас следует осознать, что будущее, как и день сегодняшний, зависит от нас. В первую очередь от каждого из нас. А еще нужно помнить о том, что «время разбрасывать камни и время собирать камни». Другими словами, человеку обязательно возвращается всё, что он сделал в жизни. В том числе через его детей.
Меня радует то что в нашем коллективе (имею ввиду блоггеров) столько неповерхностных людей. Читая вашу статью в чем то себя узнаю. Меня часто возмущают действия людей в обществе. Воспитание детей, хотя нет скорее его отсутствие, это как ВИЧ инфекция которой заражены большинство родителей.
Нередко наблюдал ситуацию когда ребенку многое позволялось а потом когда родитель пытается запретить что-то малыш понятное дело не слушается, вернее он не понимает что есть определенные рамки. Его развитие сводится к тому что «нет истерики нет смартфона», и смышленый детский ум сразу сориентировался в такой ситуации.
Алексей, вот по поводу непосредственно воспитания ребенка можно развернуть масштабную дискуссию. Ребенку, безусловно, необходимо очерчивать рамки того, что позволено, а чего не позволено. Вообще, это называется «объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо».
Безусловно, родители объясняют это детям. Другие дело, КАК они это делают.
Моей дочке годик и уже 9 месяцев. И она вообще не сидит на месте. Ей всегда нужно куда-то залезть, что-то достать, что-то включить. И когда ей не позволяешь чего-то, она часто капризничает. Один раз она обиделась и махнула на меня ручкой. Типа, стукнула.
И я на нее «обиделся». Говорю: «Нельзя бить папу. Папа хороший. А ты папу бьешь. Папа на тебя обиделся. Я ухожу в другую комнату».
Встал и ушел. Слышу дочка идет. Встала в дверях. Смотрит на меня. Я взял какую-то игрушку и, типа разговариваю с ней: «Вот мишка. Ты хороший. Я буду с тобой дружить. А то моя дочка меня не слушается и дерется».
Разговариваю с мишкой и глажу его. Дочка подходит. Слушает. Потом начинает гладить мишку. А потом гладит меня)
Вот. Это один из способов донести до ребенка свою мысль. Это один из способов его воспитывать.
А есть второй: наорать на ребенка, еще и шлепнуть его. Но это, на мой взгляд, какое-то скотство.
Я уверен, что малыши все от природы гениальны. И они понимают всё. Они всё чувствуют. Главное, чтобы у взрослых хватило ума донести до них свою мысль. Потому как для многих, очень многих разговаривать с малышом — непосильный труд. Им проще как раз наорать и обругать.
Здравствуйте, Сергей. Я считаю что книги о личностном развитии читать нужно. Тем более что сейчас никакой проблемы нет заглянуть в яндекс и набрать там: топ книг по личностному развитию. Явная шелуха в топ не выйдет, а мысли реально успешных людей зачастую дают какие-то новые ориентиры в жизни. Что именно читать — вопрос личного уровня, но читать несомненно стоит.
Юрий, доброго Вам вечера!
Благодарю Вас за Ваш комментарий и за Ваше мнение. Вы подтверждаете мои догадки, что кому-то подобные книги действительно помогают. Я в данном случае вовсе не иронизирую. У меня на этот счет весьма специфическое мнение, но, думаю, это нормально: сколько людей, столько и мнений.
В моем примере, думается, есть важный нюанс. Дело в том, что кому-то книги по личностному росту могут заменить сам этот рост. Ведь моральное, психологическое, нравственное, эмоциональное совершенствование — это определенная самостоятельность. Это самосознание. И это видно в поведении человека, его способности анализировать, его отношении к окружающим. Вот тогда очевидно, что книги по личностному росту дают свои плоды.
Если же говорить о героине моей истории, то вывод здесь: не в коня корм. Она делает упор на что-то второстепенное (вероятно, важное, но второстепенное), полностью проигрывая в главном. А главное — это сама жизнь. Это родные. Это дети. Другими словами, на практике личностного роста тут не было никакого.
Подчас у человека нет базового фундамента для личностного роста. Его натура — как песок. Всё уходит вглубь, растворяясь и не давая всходов. Ничего не усваивается. Вот такие случаи — самые запущенные.
На мой взгляд, женщина из моей истории — это тот самый случай.
Будет грустный коммент…
Знаете, вот крики матом на ребенка (и при ребенке, на кого-то еще) — это до такой степени уже обыденные вещи, что диву даешься. Нет, я ни в коем случае не утверждаю, что это сплошь и рядом встречается, но не редко. И знаете….у меня волосы дыбом встают от вот такой вот «нормальности»!
Мамочки и папочки, позволяющие себе повышать голос при ребенке, поливая какого-нибудь очередного обидчика матом, а иногда и просто друг друга… Кого они при таком воспитании вырастят? И вот в этих условиях…глупости и бескультурья (странное и похоже новое слово =)) мы говорим о повышении демографической ситуации.
Люди, одумайтесь! Тут нужно уровень культуры поднимать и образованием заниматься, а уж потом об остальном думать… иначе…нерадостная картина мне видится.
Галина, доброго Вам вечера!
Вот мне часто говорят: «Кричать на ребенка можно, просто бить, конечно, нельзя».
Да, если родители ругаются, что само по себе отвратительно, то сложно ругаться шепотом, и ребенок, что вероятно, может, не дай бог, что-то слышать. Я все это понимаю. И сам не могу сказать, что невинен в этом плане.
Но вот чтобы заорать именно на свою дочку. Я не могу представить себя ни в одном состоянии, чтобы заорать на своего ребенка (да вообще на ребенка), которому даже двух лет не исполнилось. Тем более заорать матом. У меня просто рот не откроется и не сможет сгенерировать таких звуков.
Кстати, мне говорили, что я не прав и слишком мягкотелый. Иногда, типа, полезно покрикивать на ребенка, чтобы он слушался. То есть воспитание, по версии таких вот советчиков, это процесс, неотделимый от криков. И, наверное, от мата тоже.
В такие моменты в качестве ответа мне вспоминаются слова из одной хорошей песни: «Почему, дружок, да потому что я жизнь учу не по учебникам». Я не читаю книг по личностному росту, я просто ежедневно решаю практические жизненные вопросы. И уверен, что воспитывать ребенка не только можно, но и нужно без криков и мата.
Вот сегодняшний пример. Дочка бегала за кошками по всей квартире (их у нас две), таскала их, тискала. Когда измученные кошки растеклись по углам, а дочка сочла эту игру оконченной, я подошел к ней со словами: «А теперь, солнышко, пойдем мыть ручки после кошечек». Но дочка была явно против и начала выгибаться и заполнила криком всю квартиру.
Я опустил ее пол, посмотрел внимательно и негромко спросил: «Ты чего кричишь? Разве я делаю тебе больно? Я что ли тебя шлепаю? Я же просто попросил тебя вымыть ручки, потому что кошечки не такие чистые, как ты. И после них всегда нужно мыть ручки. А ты плачешь почему-то».
Дочка посмотрела на меня, посмотрела. А потом подошла и протянула ручки. Мы вымыли ручки с мылом, вытерли их полотенцем. Потом я поцеловал дочку, и она побежала играть с шариком.
Всё. Никакого крика. Никакого мата.