«Экипаж»-2016: мой отзыв о фильме
| Автор публикации: Сергей Петров | 18 комментариев
Позавчера ходили с женой на «Экипаж» 2016 года выпуска. Фильм стартовал в кинотеатрах 21 апреля. Советский «Экипаж» жена не видела, и мы посмотрели его накануне дома на большом телевизоре.
Потом она спрашивала меня: «Как это всё снималось?» Да, в советской ленте компьютерной графики не было вовсе. Но фильм смотрится очень реалистично, а вторая серия — вообще на одном дыхании.
Действующие лица
И вот новый «Экипаж». Командира воздушного судна Леонида Зинченко сыграл Владимир Машков. Кстати, командира экипажа в советском фильме звали Андреем Тимченко (его прекрасно сыграл Георгий Жжёнов).
В первом фильме «снимался» советский лайнер ТУ-154 (вернее, их было два: Ту-154Б борт СССР-85087 и Т-154Б борт СССР-85131). Теперь в роли воздушного судна — «естественно», Boeing. Сюжет в главном похож: аэропорт иностранного городка, где случилось катастрофическое землетрясение. Дальше — селевой поток. Этот поток дошёл до нефтезавода и превратился в море огня.
Продюсер фильма – Никита Михалков. Это человек, который снял великолепный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это выдающаяся лента. Актёрский состав – выше всяких похвал. Ну, а чего Вы хотели – это же советские ленты, среди них очень мало «троечных», зато целая россыпь фильмов, которые иначе как гениальными не назовешь. Об одном таком фильме я уже писал. Это «Овод».
Однако тот же Никита Михалков снял трилогию «Утомлённые солнцем». Заключительную часть этой «эпопеи» я так и не смог досмотреть до конца. Не буду сейчас говорить об «Утомлённых…», чтобы не ругаться матом, но после этого фильма я стал, мягко говоря, по-другому относиться к Никите Михалкову.
Кстати, в «Википедии» написано: сценарист фильма Адольф Степанов заявил, что нынешний «Экипаж» — это не ремейк советского фильма.
Отличаются ли два «Экипажа»?
Действительно, есть отличия. К примеру, в советской ленте был бортинженер Игорь Скворцов, и у него была подруга – бортпроводница Тамара. В нынешней ленте показан второй пилот Алексей Гущин (его играет Данила Козловский), и подруга у него — девушка-пилот. Да, говорят они есть, девушки-пилоты. Есть и в России, и в США, есть и в других странах мира. Но Вы видели девушек-пилотов? Я – нет. Ну да ладно.
Однако есть одно общее. Первая часть современного «Экипажа», на мой взгляд, в своей философии полностью заимствована из советского фильма. Нам показывают не только отношения между собой главных героев картины, но и их повседневную жизнь.
Так, показана семья Леонида Зинченко. Показано, чем живёт главный герой, его проблемы. Показана жизнь стажёра, его взаимоотношения с отцом, который, как оказывается, имеет отношение к авиации. Хотя теперь он писатель, но именно он написал инструкцию по эксплуатации «Боинга», на котором летит его сын.
Потом сцена с перетягиванием на тросах людей из одного самолета в другой. Это придумано оригинально, но как-то высосано из пальца. Я ничего не имею против того, чтобы пофантазировать на экране, но…
За последние четверть века доминирование американских фильмов на наших экранах привело к тому, что понятие «реалистичность» полностью уничтожено. В кинотеатр ходят, чтобы посмотреть на то, чего в реальной жизни не бывает, или на то, после человек точно не выживет на самом деле.
В этом смысле кино сегодня – это на 100% развлекалово. Но в данном случае речь идёт о фильме, который является преемником сюжетной линии советского «Экипажа»!
Несмотря ни на что
Что бы ни говорилось по поводу самостоятельности нынешнего фильма, но это не так. Не так, начиная от названия и заканчивая сюжетом.
В новом фильме даже снялась Александра Яковлева, которая в советской ленте играла Тамару – стюардессу и подругу второго пилота Игоря Скворцова (его сыграл Леонид Филатов).
Александра Яковлева сыграла в нынешнем «Экипаже» технического специалиста. В фильме тоже был консилиум. Она в составе других экспертов совещалась и решала, как помочь экипажу в сложной ситуации.
Кстати, экипаж в новой ленте разделился: часть летела на одном самолёте, часть — на другом. Из одного самолёта в другой пассажиров решили эвакуировать прямо по тросу (заканчивалось топливо).
Так вот, в процессе обсуждения она заявила, что хоть это и фантастическая идея, но попробовать надо, поскольку она и любой другой не простит себе, что люди погибли и им даже не попытались помочь.
В ответ один из коллег заметил, что ей легко говорить, ведь с ней никогда ничего подобного не случалось. На что она парировала: «А Вы уверены?», и проницательно посмотрела на собеседника.
В советском «Экипаже» стюардессу звали Тамарой. В новом «Экипаже» женщину-специалиста зовут Тамарой Игоревной. Обе роли исполнила Александра Яковлева. По-моему, это очевидный намёк на преемственность нынешней ленты советскому фильму.
В общем и целом
В общем, сам по себе фильм зрелищный. Его можно смотреть. Моей жене он очень понравился. Но я всё-таки сравнивал его с советской лентой. Я не думаю, что сравнивать – это плохо. Я знаю, что многие скажут: «Не надо сравнивать, надо просто смотреть!»
Но просто смотреть неинтересно. Надо думать, надо оценивать, надо сравнивать. И это сравнение – в пользу советского «Экипажа». Тому «Экипажу» я верил, тот был реалистичным, этот – нет.
В ленте есть и патриотическая линия. Например, отец стажёра с обидой восклицает, что сегодня мы летаем на иностранных самолетах, а свою авиацию угробили.
Причём это говорит не какой-то неудачник, а человек, который востребован в отечественной авиации, который сделал для неё немало полезного и который до сих пор появляется в высоких кабинетах. Это действительно приятно. Это пока не является главной мыслью отечественных фильмов, но, как говорится, процесс пошёл.
А ещё в фильме есть эпизод с быдлом-чиновником. С которым разобрался Алексей Гущин.
И вот я снова подумал о плюсе этой ленты. Подумал о том, что в фильмах наших просыпается какое-то понимание того, что чиновник – это не Господь Бог. Чиновник сегодня – это зачастую хам и быдло. Быдло, которое принудительно надо ставить на место, иначе сам он туда не станет никогда. Вот такой поучительный момент.
В общем, новый «Экипаж» cто́ит того чтобы его посмотреть. Он зрелищный, и смотреть его нужно именно в кинотеатре, лучше всего в 3D-формате (как мы и сделали).
Но если сравнивать два фильма, то советский «Экипаж» на голову выше: и по накалу страстей, и по реалистичности, и в силу великолепной игры актёров, основой которой была гениальная советская школа.
А Вы смотрели новый «Экипаж»? Как он Вам?
С уважением,
Сергей Петров,
автор проекта «Текст-Центр» — студии по созданию продающих текстов, мини-книг, вебинаров, воронок продаж.
Комментарии
Как мне сказал один знакомый — «Если вставить в советский Экипаж секс пилотов, то получиться Экипаж — 2016». Я пока новый фильм не смотрел.
Доброго утра, Роман! В советском «Экипаже» все пилоты были мужского пола, поэтому это не вариант) А если говорить серьезно, то в советский «Экипаж», на мой взгляд, ничего не нужно добавлять. Это полноценная лента и с точки зрения спецэффектов (для того времени они были на высшем уровне), и с точки зрения развития сюжета, и с точки зрения реалистичности созданных образов.
Нынешний «Экипаж» достаточно зрелищен, но эмоционально картина высосана из пальца. Хотя эту высосанность сглаживает игра Владимира Машкова (не люблю этого актера, но тут он сыграл на твердую «четверку» по 5-балльной шкале) и эпизодические появления Сергея Шакурова. Любой фильм силен не спецэффектами, а актерской игрой. В этом смысле нынешний «Экипаж» даже рядом не стоял с советским.
Но, опять же, это моё мнение. Я видел оба фильма. И резюме именно такое)
Доброго времечка.
Мы с мужем посмотрели новый Экипаж не без интереса – ну, действительно, вполне смотрибельно показалось. Но потом, а точнее, сразу захотелось советский пересмотреть, что и сделали.
Сравнивать не стоит, конечно, но вывод следующий: старый будем пересматривать ещё не раз, а вот новый точно не тянет…
Уважаемая Lotel, вот это, уверен, и есть самый главный критерий оценки фильма: захотелось его пересмотреть или нет!
Новый «Экипаж» зрелищный, именно вот чтобы посмотреть его на большом экране. Но посмотреть из-за спецэффектов, к тому же нарисованных, в отличие от спецэффектов советского кинокартины.
Но фильм — это не спецэффекты. Это сюжет, это близость темы зрителю, это реалистичность сюжета, это игра актеров и вот потом — спецэффекты. Причем тут важна одновременность всех этих факторов. То есть если одного даже нет — впечатление от картины, как правило, обнуляется.
И вот все эти факторы есть, на мой взгляд, в советском «Экипаже.» А в современном — только спецэффекты.
Игра актеров особенно. Согласитесь, сложно конкурировать с Филатовым или Жженовым, и молодая Коренева в старом фильме как ярко сыграла — эпизод, а какой запоминающийся!
Lotel, я с Вами абсолютно согласен. Жженов, Филатов — это грандиозные актеры. И Коренева сыграла прекрасно! Кстати, Анатолий Васильев, великолепно сыгравший роль второго пилота Ненарокова, родился в Нижнем Тагиле)
Собственно, а были ли в СССР актеры кино, которых можно назвать бездарными? Я не знаю таких. А почему? Я давал уже ответ на этот вопрос в статье ««Овод» — гениальный советский фильм».
Все дело в актерской школе. Именно система отбора и подготовки позволяла выпускать только талантливых и гениальных актеров и режиссеров. Сегодня эта система (именно система, а не островки талантов) разрушена. И в итоге нынешние фильмы вызывают в лучшем случае зевоту, в худшем — отвращение.
Тоже смотрел… И мне не очень понравилось. Дело в том, что имею непосредственное отношение к авиации, сам летаю. Тяжело смотреть на некоторые глупости. Думаю, можно было не пичкать кинокартину бредом, а без этого сделать всё реалистичнее.
Да, зрелищно, не скучно, но фантастично.
P.S. 17 лет прожил на Камчатке, нет там такой хорошей взлётно-посадочной полосы. Ну это придирки, ясен пень, что снималась крайняя сцена далеко не там.
Максим, жму Вашу руку! У меня брат отца имел самое непосредственное отношение к авиации — он работал инженером в Жуковском. Сейчас он на пенсии.
А по поводу «придирок». Собственно, придирки — это и есть элемент оценки фильма с точки зрения реалистичности. Чем меньше придирок, тем жизненнее фильм. Думаю, по 5-балльной шкале жизненность нынешних фильмов оценивается на «ноль».
У нас это почти в крови… Что дед по папиной линии работал на авиаремонтном заводе, что отец летает и мы с братом))
Добрый день, Максим! Это замечательно! Как говорится, не всё у нас еще развалено, несмотря на усилия реформаторов последних лет. И это вселяет робкую надежду, что им всё и не удастся уничтожить и что промышленность, в частности, авиапром, еще будут процветать!
Здравствуйте, Сергей!
Смотрел в кинотеатре новый фильм Лебедева «Экипаж». После просмотра мне стало очень грустно и обидно за наш кинематограф. Бесспорно, это какое-то позорище! Наши гламурные продюсеры и режиссеры со своими сценаристами и актерами снимать качественное кино по определению не в состоянии.
Количество киноляпов просто зашкаливает, в художественном плане драматургии никакой — все плоско, чрезмерно пафосно и наигранно. При этом сплошные голливудские штампы! Лебедев снял такие ужасающе нелепые моменты — равнозначно, если бы мы на экране увидели Кутузова с мобильным телефоном или Александра Невского с автоматом Калашникова.
Авторы этой картины просто плюнули в лицо тем, кто реально работает в авиации. Лично я считаю, что наш кинематограф, к сожалению, очень сильно хромает. И хромает он потому, что нет у нас пока системы, которая эффективно работала бы на привлечение молодых талантливых актеров, режиссеров, сценаристов, композиторов и продюсеров для кинопроизводства. И нет обратной связи между зрителями и создателями кинокартин.
Состояние нашего кинематографа на сегодняшний день я могу лишь оценить вот таким транспарантом в виде красной тревожной надписи, взятой из сигнального табло кабины экипажа самолета Ту-154: «К ВЗЛЕТУ НЕ ГОТОВ».
Здравствуйте, Михаил!
Благодарю Вас за четкую и эмоциональную позицию. Мне кажется, Вы, также как и Максим (его комментарии выше), имеете непосредственное отношение к авиации. В Ваших словах чувствуется профессиональное суждение.
Мое мнение о сегодняшнем кинематографе полностью совпадает с Вашим. Очевидно, что нынешний «Экипаж» создан по западным лекалам. «Изюминка» в виде женщины-пилота, транспортировка пассажиров по тросу между летящими самолетами — эти фишки призваны удивить, ошарашить, погрузить в мир неестественных спецэффектов. Именно это и есть суть любого американского игрового фильма.
Советские киноленты имели главное преимущество перед любой американской лентой, любым европейским кино, любым нынешним отечественным фильмом — реалистичность. Сюжеты были максимально жизненными. Именно поэтому фильмы не просто смотрелись на одном дыхании, они пересматривались!
Выше есть комментарий Lotel о том, что она готова пересматривать советскую ленту и не будет снова смотреть нынешний «Экипаж». Это очень важный критерий фильма. Высосанный из пальца сюжет никто не будет смотреть повторно.
Но есть еще один нюанс — советская актерская и режиссерская школа. Это бесценная основа для создания великолепных, грандиозных, великих фильмов.
Вы верно заметили, что у нас нет пока системы, которая бы взращивала таланты в кинематографе. Я бы уточнил: эта система уничтожена. Советский кинематограф, уверен, — величайшее достижение не только отечественной, но и мировой цивилизации. Вот именно его нужно восстанавливать из пепла. У нас все это было, просто все это растоптано, причем, думаю, сознательно, и забыто. Вернее, были попытки придать советским фильмам забвение. Но рукописи, как известно, не горят.
P.S. Михаил, к сожалению, Вы не указали Ваш сайт. Если он у Вас есть, я с удовольствием добавлю в Вашем комментарии ссылку на него. Вы можете написать мне по этому поводу на info@text-center.ru.
Прочитал статью и с 10 комментариев, так решил посмотреть старый вариант «экипажа», так как не смотрел… Будет с чем сравнивать, но знаю точно, что новый лучше смотреть в кинотеатрах в формате 3D, а лучше 5D. В целым, новый фильм экипажа довольно таки захватывающии и интересный, — мне с женой понравилось.
Здравствуйте, Oleg!
Обязательно посмотрите советскую версию фильма! А потом, если будет время, напишите, как он Вам. И как из двух «Экипажей» понравился больше. Понятно, что с точки зрения спецэффектов нынешний «Экипаж» вне конкуренции. Однако спецэффекты — это один из факторов, притом, не самый важный, на мой взгляд, который создает общее впечатление от картины.
Моей жене новый «Экипаж» тоже очень понравился. И мне он понравился. Но в сравнении в советским «Экипажем» он все-таки проигрывает.
Фильм понравился больше всего тем, что в нем сыграл мой любимый актер — Владимир Машков. Все остальное померкло. От начала и до конца не покидало ощущение, что это только фильм, а не реальная история. Думаю, что это минус. Когда просматриваешь настоящее полотно, то невольно веришь, что эта история не выдумка.
Владимир, добрый вечер!
«Настоящее полотно» — это Вы про первый фильм? Если так, то я с Вами согласен. Скажу, что советская школа кино тем и отличалась от любой другой в мире, что добивалась максимального реализма на экране.
А сегодня кино другое. Сегодня фильм — это спецэффекты. И уже вокруг них строится сюжет. Это как поставить телегу впереди лошади. Поэтому итог закономерен: сегодняшние фильмы к реальности не имеют никакого отношения.
Я не смотрела современную версию. Как-то нет пока желания.
А вот советская..оно конечно да, впечатлило еще в детстве.
Я читала книгу А, Митта «Кино между адом и раем». И перечитывала. Совпало по времени когда я отрисовывала персонажей-мультяшей для студии рекламы Весьма рекомендую, получите массу удовольствия. Мне его позиция во много созвучна. Пишет о кино и о том, как он его снимал. Очень эмоционально! ОЧень от первого лица! Очень здравый подход!
Галина, вот специально полез в Интернет, почитал отзывы о книге. Почитал и скачал. Больше Вам спасибо. Думаю, заставлю себя ее прочитать.
Митта — вообще талантливый режиссер. Я для себя его открыл только в «Границе». Потом уже понял, что он снимал советский «Экипаж».
И только когда читал отзывы о книге, которую Вы упомянули, обнаружил, что это он, оказывается, снял еще «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и «Сказку странствий», в которой музыка просто грандиозная.